Учет переходного сопротивления в месте повреждения контактной сети по параметрам аварийного режима
Аннотация
Рассмотрено влияние активного переходного сопротивления в месте повреждения контактной сети на характер протекания процесса короткого замыкания в результате изменения полного сопротивления его петли. Приведен анализ составляющих переходного сопротивления при наиболее распространенных видах короткого замыкания в контактной сети. Показано, что многообразие условий, определяющих его значения, затрудняет определение активного переходного сопротивления для общего случая известными способами, тогда как для практических целей это может оказаться необходимым. В статье предлагается новый способ объективной оценки переходного сопротивления, который заключается в учете его значения по параметрам, измеряемым на тяговой подстанции или посту секционирования при возникновении аварийного режима. С использованием параметров аварийного режима получены функциональные зависимости, позволяющие установить значение реального активного переходного сопротивления в месте повреждения. В зависимости вошли сопротивления тяговой сети, напряжение на шинах тяговой подстанции или поста секционирования, токи питающих линий контактной сети и углы сдвига фаз между ними. При этом необходимость измерять ток с противоположной стороны поврежденной питающей линии контактной сети отсутствует.
Литература
2. Косарев А.Б. и др. Определение переходного сопротивления между рельсом и землей для безбалластного пути и влияние сопротивления на растекание токов утечки в земляном полотне. – Вестник ВНИИЖТ, 2022, т. 81, № 1, с. 7–15.
3. Куликов А.Л., Леваков Д.А. Моделирование контактной сети железнодорожного транспорта для определения мест повреждений. – Электричество, 2024, № 3, с. 45–58.
4. Пинчуков П.С. и др. Комплексная оценка работы релейной защиты тяговой сети переменного тока. – Транспортное машиностроение, 2020, № 7 (92), с. 27–38.
5. Фигурнов Е.П. Релейная защита. Ч.2. М.: ГОУ УМЦ ЖДТ, 2009, 604 с.
6. Дынькин Б.Е. Комплексы релейных защит систем тягового электроснабжения переменного тока: Теория, эксперимент, практика: дис. ... докт. техн. наук. М., 1999, 503 с.
7. Косарев А.Б. Основы теории электромагнитной совместимости систем тягового электроснабжения переменного тока. М.: Интекст, 2004, 272 с.
8. Косарев А.Б., Косарев Б.И. Основы электромагнитной безопасности систем электроснабжения железнодорожного транспорта. М.: Интекст, 2008, 480 с.
9. Карякин Р.Н. Тяговые сети переменного тока. М.: Транспорт, 1987, 279 с.
10. Фигурнов Е.П. Сопротивление рельсовой цепи электротяговой сети переменного тока. – Электричество, 1989, № 7, с. 17–22.
11. Пат. RU 2747112 C1. Способ определения удаленности короткого замыкания в контактной сети переменного тока многопутного участка (варианты) / Л.А. Герман и др., 2021.
12. СТО РЖД 07.021.4-2015. Защита систем электроснабжения железной дороги от коротких замыканий и перегрузки. Ч. 4. Методика выбора уставок защит в системе тягового электроснабжения переменного тока. М.: ОАО «РЖД», 2016, 127 c.
13. Фигурнов Е.П. Сопротивления электротяговой сети однофазного переменного тока. – Электричество, 1997, № 5, с. 23–29.
14. Фигурнов Е.П. и др. Сопротивления электротяговой сети однофазного переменного тока железных дорог. – Электричество, 2021, № 11, с. 35–44.
15. Марквардт К.Г. Электроснабжение электрифицированных железных дорог. М.: Транспорт, 1982, 528 с.
#
1. Grigor'ev N.P. et al. Transport Aziatsko-Tihookeanskogo regiona – in Russ. (Transport of the Asia-Pacific Region), 2020, No. 4 (25), pp. 17–21.
2. Kosarev A.B. et al. Vestnik VNIIZHT – in Russ. (Bulletin of VNIIZHT), 2022, vol. 81, No. 1, pp. 7–15.
3. Kulikov A.L., Levakov D.А. Elektrichestvo – in Russ. (Elec-tricity), 2024, No. 3, pp. 45–58.
4. Пинчуков П.С. et al. Transportnoe mashinostroenie – in Russ. (Transport Mechanical Engineering), 2020, No. 7 (92), pp. 27–38.
5. Figurnov E.P. Releynaya zashchita (Relay Protection). Part. 2. M.: GOU UMTS ZhDT, 2009, 604 p.
6. Dyn'kin B.E. Kompleksy releynyh zashchit sistem tyagovogo elektrosnabzheniya peremennogo toka: Teoriya, eksperiment, praktika: dis. ... dokt. tekhn. nauk (Relay Protection Complexes of AC Traction Power Supply Systems: Theory, Experiment, Practice: Dis. ... Dr. Sci. (Eng.)). М., 1999, 503 p.
7. Kosarev A.B. Osnovy teorii elektromagnitnoy sovmestimosti sistem tyagovogo elektrosnabzheniya peremennogo toka (Theory Fundamentals of Electromagnetic Compatibility of AC Traction Power Supply Systems). M.: Intekst, 2004, 272 p.
8. Kosarev A.B., Kosarev B.I. Osnovy elektromagnitnoy bezopas-nosti sistem elektrosnabzheniya zheleznodorozhnogo transporta (Fun-damentals of Railway Power Supply System Electromagnetic Safety). М.: Intekst, 2008, 480 p.
9. Karyakin R.N. Tyagovye seti peremennogo toka (Traction AC Networks). M.: Transport, 1987, 279 p.
10. Figurnov E.P. Elektrichestvo – in Russ. (Electricity), 1989, No. 7, pp. 17–22.
11. Pаt. RU 2747112 C1. Sposob opredeleniya udalennosti korot-kogo zamykaniya v kontaktnoy seti peremennogo toka mnogoputnogo uchastka (varianty) (A Method for Determining the Distance of a Short Circuit in the AC Contact Network of a Multipath Section (Options))/ L.А. German et al., 2021.
12. SТО RZhD 07.021.4-2015. М.: ОАО «RZhD», 2016, 127 p.
13. Figurnov E.P. Elektrichestvo – in Russ. (Electricity), 1997, No. 5, pp. 23–29.
14. Figurnov E.P. et al. Elektrichestvo – in Russ. (Electricity), 2021, No. 11, pp. 35–44.
15. Markvardt K.G. Elektrosnabzhenie elektrifitsirovannyh zheleznyh dorog (Electricity Supply of Electrified Railways). M.: Transport, 1982, 528 p