Причина недостоверности учета потребления электроэнергии на линиях «два провода – рельс» продольного электроснабжения электрифицированного транспорта
Аннотация
Как известно, система электроснабжения «два провода–рельс» (линия ДПР) не удовлетворяет современным требованиям электромагнитной совместимости, что служит причиной повышенной повреждаемости устройств сигнализации, централизации и блокировки, а также других нетяговых потребителей электроэнергии. Кроме этого, нередко возникают и необъяснимые различия (небаланс) в учете электроэнергии, получаемой конечными потребителями и потребляемой линией ДПР на тяговой подстанции. Проведенные исследования показали, что практически на всех участках сети фактическое потребление электроэнергии существенно ниже фиксируемого приборами учета линии ДПР. Расхождение показаний можно объяснить несанкционированным отбором электроэнергии. Однако такое утверждение будет поверхностным. В статье рассмотрены реальные причины небаланса в учете потребляемой электроэнергии на линии ДПР, объясняемые магнитным влиянием контактной сети. Приведена эквивалентная схема замещения магнитного влияния контактной сети на линии ДПР при любой конфигурации участка с различным расположением комплектных трансформаторных подстанций при различной их мощности. Магнитное влияние контактной сети на линию ДПР проиллюстрировано векторной диаграммой.
Литература
2. Бессонов Л.А. Теоретические основы электротехники. Электрические цепи. М.: Юрайт, 2016, 701 с.
3. Бадёр М.П. Электромагнитная совместимость. М.: УМК МПС РФ, 2002, 637 с.
4. Шарандин А.А. Наведенное напряжение и защита от него. М.: НТФ Энергопрогресс, 2016, 40 с.
5. Зевеке Г.В. и др. Основы теории цепей. М.: Энергоатомиздат, 1989, 528 с.
6. Пат. RU 2286891C1. Высоковольтная проводная система продольного электроснабжения, совместимая с электромагнитным полем контактной сети электрических железных дорог, электрифицированных на переменном токе / М.П. Бадёр, Е.Ю. Семенова, Д.В. Ермоленко и др., 2006.
7. Косарев А.Б. Основы теории электромагнитной совместимости. М.: Интекс, 2004, 272 с.
8. Ульянов С.А. Электромагнитные переходные процессы в электрических системах. М.: Энергия, 1970, 528 с.
9. Ратнер М.П., Могилевский Е.Л. Электроснабжение нетяговых потребителей железных дорог. М.: Транспорт, 1985, 295 с.
10. Караев Р.И, Волобринский С.Д., Ковалев И.Н. Электрические сети и энергосистемы. М.: Транспорт,1988, 326 с.
11. Евдокунин Г.А., Грудилин С.В., Корепанов А.А. Выбор способа заземления нейтрали в сетях 6–10 кВ. – Электричество, 1998, № 12, с. 8–22.
12. Кужеков С.Л., Гончаров С.В. Практическое пособие по электрическим сетям и электрооборудованию. Ростов н/Д: Феникс, 2010, 492 с.
13. Быстрицкий Г.Ф., Кудрин Б.И. Электроснабжение. Силовые трансформаторы. М.: Юрайт, 2018, 201 с.
14. Bustamante S., Manana M., Arroyo A., et al. Dissolved Gas Analysis Equipment for Online Monitoring of Transformer Oil: A Review. – Sensors, 2019, 19(19):4057, DOI:10.3390/s19194057.
15. Фремке А.В., Душин Е.М. Электрические измерения. Л.: Энергия,1980, 392 c..
#
1. Markvardt К.G. Elektrosnabzhenie elektrifitsirovannyh zhelez-nyh dorog (Electricity Supply for Electrified Railways). М.: Transport, 1982, 463 p.
2. Bessonov L.А. Teoreticheskie osnovy elektrotekhniki. Elektricheskie tsepi (Theoretical Foundations of Electrical Engineering. Electrical Circuits). М.: Yurayt, 2016, 701 p.
3. Bader M.P. Elektromagnitnaya sovmestimost' (Electromagnetic Compatibility). М.: UMK MPS PF, 2002, 637 p.
4. Sharandin А.А. Navedennoe napryazhenie i zashchita ot nego (Induced Voltage and Protection Against It). М.: NТF Enеrgoprogress, 2016, 40 p.
5. Zeveke G.V., et al. Osnovy teorii tsepey (Fundamentals of circuit theory). M.: Energoatomizdat, 1989, 528 p.
6. Pat. RU 2286891C1. Vysokovol'tnaya provodnaya sistema prodol'nogo elektrosnabzheniya, sovmestimaya s elektromagnitnym polem kontaktnoy seti elektricheskih zheleznyh dorog, elektrifitsirovannyh na peremennom toke (High-Voltage Wire Longitudinal Power Supply System, Compatible with the Electromagnetic Field of the Contact Network of Electric Railways Electrified with Alternating Current) / M.P. Bader, E.Yu. Semenova, D.V. Ermolenko, et al, 2006.
7. Kosarev A.B. Osnovy teorii elektromagnitnoy sovmestimosti (Foundations of the Theory of Electro-magnetic Compatibility). М.: Inteks, 2004, 272 p.
8. Ul'yanov S.А. Elektromagnitnye perekhodnye protsessy v elektricheskih sistemah (Electromagnetic Transients in Electrical Systems). М.: Energiya, 1970, 528 p.
9. Ratner M.P., Mogilevsky E.L. Elektrosnabzhenie netyagovyh potrebiteley zheleznyh dorog (Electricity Supply to Non-Traction Consumers of Railways). M.: Transport, 1985, 295 p.
10. Karaev R.I., Volobrinsky S.D., Kovalev I.N. Elektricheskie seti i energosistemy (Electrical networks and power systems). M.: Transport, 1988, 326 p.
11. Evdokunin G.A., Grudilin S.V., Korepanov A.A. Elektrichestvo – in Russ. (Electricity), 1998, No. 12, pp. 8–22.
12. Kuzhekov S.L., Goncharov S.V. Prakticheskoe posobie po elektricheskim setyam i elektrooborudovaniyu (A Practical Guide to Electrical Networks and Electrical Equipment). Rostov n/D: Feniks, 2010, 492 p.
13. Bystritsky G.F., Kudrin B.I. Elektrosnabzhenie. Silovye transformatory (Power Supply. Power Transformers). М.: Yurayt, 2018, 201 p.
14. Bustamante S., Manana M., Arroyo A., et al. Dissolved Gas Analysis Equipment for Online Monitoring of Transformer Oil: A Review. – Sensors, 2019, 19(19):4057, DOI:10.3390/s19194057.
15. Fremke А.V., Dushin Е.М. Elektricheskie izmereniya (Electrical measurements). L.: Energiya,1980, 392 p.