Моделирование режимов тягового вентильно-индукторного электропривода троллейбуса
Аннотация
Рассматриваются результаты разработки и моделирования вентильно-индукторного двигателя для тягового привода троллейбуса. Проект основан на принципах блочно-модульного проектирования двигателя, а прототипом является асинхронный двигатель ТАД-3 мощностью 180 кВт, которым в настоящее время оснащаются троллейбусы. Параметры вентильно-индукторного двигателя получены на основе численного расчета магнитного поля по программе ELCUT и встроены в MATLAB/Simulink-модель двигателя, созданную для отношения 12/8 полюсов статора к зубцам ротора. Моделирование дает возможность совершенствовать процедуру проектирования, рационально выбирать параметры регулирования и получать динамику изменения основных параметров двигателя в различных режимах. Исследованы зависимости действующего значения фазного тока и среднего вращающего момента от параметров регулирования, а также изменение частоты вращения двигателя троллейбуса в режиме постоянной мощности. Предложенный вариант вентильно-индукторного двигателя обеспечивает все режимы работы по стандартной диаграмме движения троллейбуса с асинхронным тяговым двигателем ТАД-3. При использовании реактивного регулируемого привода на городском транспорте достигается экономия активных материалов до 30 %, используются лишь недефицитные и недорогие материалы, производство двигателя отличается высокой технологичностью и низкой трудоемкостью (простая конфигурация магнитной системы, отсутствие коллектора, беличьей клетки, постоянных магнитов, машинная намотка катушек).
Литература
2. Miller T.J.E. Switched Reluctance Motors and Their Control. London: Magna Physics Publishing and Oxford University Press, 1993, 200 p.
3. Krishnan R. Switched Reluctance Motor Drives. Boca Raton: CRC Press, 2001, 432 p., DOI: https://doi.org/10.1201/9781420041644.
4. Кузнецов В.А., Кузьмичев В.А. Вентильно-индукторные двигатели. М.: Изд-во МЭИ, 2003, 71 с.
5. Miller T.J.E. Optimal Design of switched reluctance motors. – IEEE Trans. on Industrial Electronics, 2002, vol. 49, No. 1, pp. 15–27.
6. Птах Г.К. Вентильно-индукторный реактивный электропривод средней и большой мощности: зарубежный и отечественный опыт. – Электротехника: сетевой электронный научный журнал, 2015, т. 2, № 3, с. 23–33.
7. Антипов В.Н., Грозов А.Д., Иванова А.В. Исследование характеристик базовых вентильно-индукторных электродвигателей тягового привода городского электротранспорта. – Электричество, 2016, № 10, с. 45–52.
8. Rahman K. M. et al. Advantages of Switched Reluctance Motor Applications to EV and HEV: Design and Control Issues. – IEEE Trans. on Industry Applications, 2000, vol. 36 (1), pp. 111–121.
9. Kiyota K., Chiba A. Design of Switched Reluctance Motor Competitive to 60-kW IPMSM in Third-Generation Hybrid Electric Vehicle. – IEEE Trans. Industry Appl., 2012, vol. 48, No. 6, pp. 2303–2309.
10. Takeno M., et al. Test Results and Torque Improvement of the 50-kW Switched Reluctance Motor Designed for Hybrid Electric Vehicles. – IEEE Trans. on Industry Appl., 2012, vol. 48 (4), pp. 1327–1334.
11. Andrada P., et al. Switched Reluctance Motor Controller for Light Electric Vehicles. – Proc. 2018 European Conf. on Power Electronics and Appl., 2018, pp. 1–9.
12. Soares F., Costa Blanco P.J. Simulation of a 6/4 Switched Reluctance Motor Based on Matlab/Simulink Environment. – IEEE Transaction on Aerospace and Electronic Systems, 2001, vol. 37, No. 3, pp. 989–1009.
13. Chancharoensook P., Rahman M.F. Dynamic Modelling of a Four-Phase 8/6 Switched Reluctance Motor Using Current and Torque Look-up Tables. – IEEE Annual Conf. of the Industrial Electronics Society, 2002, vol. 1, pp. 491–496.
14. Matveev A., et al. Two Approaches for Modeling of Switched Reluctance Drives. – Proc. 2003 European Conf. on Power Electronics and Appl., 2003, 10 p.
15. Антипов В.Н., Грозов А.Д., Иванова А.В. Исследование моделей вентильно-индукторного двигателя. – Электричество, 2018, № 6, с. 60–65.
---
Работа выполнена при финансовой поддержке гранта РФФИ, проект № 20-08-00386.
#
1. Lawrenson P.J., et al. Variable-speed switched reluctance motors. – IEEE Proc. B Power Applications, 1980, vol. 127, No. 4,
pp. 253–265.
2. Miller T.J.E. Switched reluctance motors and their control. London: Magna Physics Publishing and Oxford University Press, 1993, 200 p.
3. Krishnan R. Switched Reluctance Motor Drives. Boca Raton: CRC Press, 2001, 432 p., DOI: https://doi.org/10.1201/9781420041644.
4. Кuznetsov V.А., Кuz’michyov V.А. Ventil'no-induktornye dvigateli (Valve-Inductor Motors). М.: Izd-vo MEI, 2003, 71 p.
5. Miller T.J.E. Optimal Design of switched reluctance motors. – IEEE Trans. on Industrial Electronics, 2002, vol. 49, No. 1, pp. 15–27.
6. Ptah G.К. Elektrotekhnika: setevoy elektronnyy nauchnyy zhurnal – in Russ. (Russian Internet Journal of Electrical Engeneering), 2015, vol. 2, No. 3, pp. 23–33.
7. Antipov V.N., Grozov A.D., Ivanova A.V. Elektrichestvo – in Russ. (Electricity), 2016, No. 10, pp. 45–52.
8. Rahman K. M. et al. Advantages of switched reluctance motor applications to EV and HEV: design and control issues. – IEEE Trans. on Industry Applications, 2000, vol. 36 (1), pp. 111–121.
9. Kiyota K., Chiba A. Design of switched reluctance motor competitive to 60-kW IPMSM in third-generation hybrid electric vehicle. – IEEE Trans. Industry Appl., 2012, vol. 48, No. 6, pp. 2303–2309.
10. Takeno M., et al. Test Results and Torque Improvement of the 50-kW Switched Reluctance Motor Designed for Hybrid Electric Vehicles. – IEEE Trans. on Industry Appl., 2012, vol. 48 (4), pp. 1327–1334.
11. Andrada P., et al. Switched Reluctance Motor Controller for Light Electric Vehicles. – Proc. 2018 European Conf. on Power Electronics and Appl., 2018, pp. 1–9.
12. Soares F., Costa Blanco P.J. Simulation of a 6/4 Switched Reluctance Motor Based on Matlab/Simulink Environment. – IEEE Transaction on Aerospace and Electronic Systems, 2001, vol. 37, No. 3, pp. 989–1009.
13. Chancharoensook P., Rahman M.F. Dynamic Modelling of a Four-Phase 8/6 Switched Reluctance Motor Using Current and Torque Look-up Tables. – IEEE Annual Conf. of the Industrial Electronics Society, 2002, vol. 1, pp. 491–496.
14. Matveev A., et al. Two Approaches for Modeling of Switched Reluctance Drives. – Proc. 2003 European Conf. on Power Electronics and Appl., 2003, 10 p.
15. Antipov V.N., Grozov A.D., Ivanova A.V. Elektrichestvo – in Russ. (Electricity), 2018, No. 6, pp. 60–65.
---
The work was carried out with the financial support of the RFBR Grant, Project No. 20-08-00386.