DC/DC-преобразователь с гальванической развязкой на SiC-MOSFET для гибридного автотранспортного средства

  • Николай Федорович Вершинин
  • Андрей Михайлович Карпов
  • Сергей Владимирович Кузнецов
Ключевые слова: силовая электроника, автомобильный DC/DC-преобразователь, ТОТЭ

Аннотация

Статья посвящена разработке DC/DC-преобразователя, предназначенного для использования в качестве зарядного устройства тяговых аккумуляторов беспилотного автотранспортного средства с батареей твердооксидных топливных элементов. В рамках проведения научных исследований был смоделирован, разработан, изготовлен и испытан полномостовой DC/DC-преобразователь мощностью 8 кВт с мостом, управляемым фазовым сдвигом. Описан принцип работы данного устройства. В системе управления, разработанной на базе микропроцессора Cortex ARM STM32F407VGT6, использовалось оригинальное программное обеспечение (ПО). ПО позволяет осуществлять работу преобразователя в автоматическом режиме, принимая от центрального процессорного устройства автомобиля команды на установку режима работы (уставка по току, напряжению, мощности), а также отправлять телеметрию (напряжение входных и выходных цепей, температура силовых ключей и корпуса).  Связь с центральным процессорным устройством автомобиля осуществляется по протоколу CAN в стандарте SAE J1939. Controller Area Network (CAN bus) представляет собой стандартный протокол последовательной связи (его поддержка распределенного управления в реальном времени и мультиплексирования позволяет обмениваться информацией между различными компонентами транспортного средства). Классический формат кадра CAN допускает скорость передачи данных до 1 Мбит/с и полезную нагрузку до 8 байт на кадр, но недавно представленный формат (формат кадра с гибкой скоростью передачи данных CAN) допускает более высокие скорости передачи данных, а полезную нагрузку – выше и длиннее, чем эти обычные значения. Скорость передачи в разработанном преобразователе составляет 250 кбит/с. Преобразователь работает в диапазоне входных напряжений 180–250 В и выходных напряжений 500–800 В с ограничением по выходному току 10 А. Коэффициент полезного действия преобразователя составил 93%.

Биографии авторов

Николай Федорович Вершинин

кандидат техн. наук, старший научный сотрудник лаборатории спектроскопии дефектных структур, Институт физики твердого тела имени Ю.А. Осипьяна РАН, Черноголовка, Московская обл., Россия

Андрей Михайлович Карпов

начальник бюро ОПО СКБ, Экспериментальный завод научного приборостроения, Черноголовка, Московская обл., Россия

Сергей Владимирович Кузнецов

младший научный сотрудник лаборатории спектроскопии дефектных структур, Институт физики твердого тела имени Ю.А. Осипьяна РАН, Черноголовка, Московская обл., Россия

Литература

1. Вершинин Н.Ф. и др. 6кВт преобразователь для согласования батареи ТОТЭ с энергосистемой электротранспортного средства. – Топливные элементы и энергоустановки на их основе, 2020, DOI 10.26201/ISSP.2021/FC.64.
2. Controller Area Network (CAN) Standards [Электрон. ресурс], URL: https://blog.ansi.org/2017/02/controller-area-network-can-standards-iso-11898 (дата обращения 07.06.2022).
3. Краткий обзор протокола CAN. Часть 1 [Электрон. ресурс], URL: https://www.micromax.ru/solution/theory-practice/articles/2160 (дата обращения 07.06.2022).
4. Краткий обзор протокола CAN. Часть 2 [Электрон. ресурс], URL: http://www.micromax.ru/about/articles/2161 (дата обращения 07.06.2022).
5. Chen G., et al. An Optimized Modulation Method for Full-Bridge/Push-Pull Bi-Directional DC-DC Converter with Wide-Range ZVS and Reduced Spike Voltage. – IECON 2014, 2014, pp. 1247–1253, DOI:10.1109/IECON.2014.7048662.
6. Kollipara N., et al. Phase Control and Power Optimization of LLC Converter. – IEEE International Symposium on Circuits and Systems (ISCAS), 2019, DOI: 10.1109/ISCAS.2019.8702652.
7. Bhaskar D., Vishwanathan N. Full Bridge Series Resonant Inverter for Induction Cooking Application. – IEEE 5th India International Conference on Power Electronics (IICPE), 2012, DOI: 10.1109/IICPE.2012.6450370.
8. Kato H., et al. Power Efficiency Improvement of the Full Bridge Current Resonant DC-DC Converter. – IEEE 33rd International Telecommunications Energy Conference (INTELEC), 2011, DOI: 10.1109/INTLEC.2011.6099898.
9. Shi K., et.al. A Novel Phase-Shift Dual Full-Bridge Converter with Full Soft-Switching Range and Wide Conversion Range. – IEEE Transactions on Power Electronics, 2016, vol. 31, p 7747-7760, DOI: 10.1109/TPEL.2015.2512848.
10. Li H., et al. A 6.6kW SiC Bidirectional On-board Charger. – IEEE Applied Power Electronics Conference and Exposition (APEC), 2018, DOI: 10.1109/APEC.2018.8341164.
11. Pat. US10892678B2. Method and Apparatus for Manuel Bidirectional Operation of Phase-Shift Full-Bridge Converter Using Inductor Pre-Charging / M.E. Rodriguez, M.-A. Kutschak, D.M. Herrera, 2021.
12. Pat. US20160149498A1. Method of Controlling Phase-Shift Full-Bridge Converter in Light Load Operation/ Z.-Y. Wu, T.-C. Leung, 2016.
13. Pat. US10707775B2. Method and Apparatus for Multi-Phase Shift Power Converter Control / M.J. Harrison, D.R. Zimmanck, M. Fornage, 2020.
14. Вершинин Н.Ф. и др. АСУ Макета Энергоустановки на ТОТЭ для опорного пункта арктической зоны РФ. Сравнение рабочих характеристик DC/DC преобразователей с гальванической развязкой и без нее для систем выдачи мощности батареи ТОТЭ. – Топливные элементы и энергоустановки на их основе, 2021, с. 89–90.
15. Escudero M., et al. Modulation Scheme for the Bidirectional Operation of the Phase-Shift Full-Bridge Power Converter. – IEEE Transactions on Power Electronics, 2020, vol. 35, iss. 2, pp. 1377–1391, DOI: 10.1109/TPEL.2019.2923804.
16. Lo Yu-K., et al. Phase-Shifted Full-Bridge Series-Resonant DC–DC Converters for Wide Load Variations. – IEEE Transactions on Industrial Electronics, 2011, vol. 58 (6), pp. 2572–2575, DOI: 10.1109/TIE.2010.2058076.
17. Pat. US9789774B2. Charger for Vehicles / J.Yo. Yang, et al., 2017.
18. Вершинин Н.Ф. и др. Характеристики 5кВт 48-вольтного DC/DC-преобразователя без гальванической развязки системы выдачи мощности батареи ТОТЭ для энергосистемы опорного пункта арктической зоны РФ. – Топливные элементы и энергоустановки на их основе, 2021, с. 190–191, DOI: 10.26201/ISSP.2021/FC.63
---
Работа выполнена в ИФТТ РАН при поддержке гранта РНФ 17-79-30071П "Разработка научно обоснованных путей оптимизации мощностных и массогабаритных характеристик батарей ТОТЭ планарной конструкции и создание топливного процессора для высокоэффективных транспортных и стационарных энергоустановок"
#
1. Vershinin N.F., et al. Toplivnye elementy i energoustanovki na ih osnove – in Russ. (Fuel Cells and Power Plants Based on Them), 2020, DOI 10.26201/ISSP.2021/FC.64.
2. Controller Area Network (CAN) Standards [Electron. resource], URL: https://blog.ansi.org/2017/02/controller-area-network-can-stan-dards-iso-11898 (Date of appeal 07.06.2022).
3. Kratkiy obzor protokola CAN. Chast' 1 (A Brief Overview of the CAN Protocol. Part 1) [Electron. resource], URL: https://www.micromax.ru/solution/theory-practice/articles/2160 (Date of appeal 07.06.2022).
4. Kratkiy obzor protokola CAN. Chast' 2 (A Brief Overview of the CAN Protocol. Part 2) [Electron. resource], URL: http://www.micromax.ru/about/articles/2161 (Date of appeal 07.06.2022).
5. Chen G., et al. An Optimized Modulation Method for Full-Bridge/Push-Pull Bi-Directional DC-DC Converter with Wide-Range ZVS and Reduced Spike Voltage. – IECON 2014, 2014, pp. 1247–1253, DOI:10.1109/IECON.2014.7048662.
6. Kollipara N., et al. Phase Control and Power Optimization of LLC Converter. – IEEE International Symposium on Circuits and Systems (ISCAS), 2019, DOI: 10.1109/ISCAS.2019.8702652.
7. Bhaskar D., Vishwanathan N. Full Bridge Series Resonant Inverter for Induction Cooking Application. – IEEE 5th India International Conference on Power Electronics (IICPE), 2012, DOI: 10.1109/IICPE.2012.6450370.
8. Kato H., et al. Power Efficiency Improvement of the Full Bridge Current Resonant DC-DC Converter. – IEEE 33rd International Telecommunications Energy Conference (INTELEC), 2011, DOI: 10.1109/INTLEC.2011.6099898.
9. Shi K., et.al. A Novel Phase-Shift Dual Full-Bridge Converter with Full Soft-Switching Range and Wide Conversion Range. – IEEE Transactions on Power Electronics, 2016, vol. 31, p 7747-7760, DOI: 10.1109/TPEL.2015.2512848.
10. Li H., et al. A 6.6kW SiC Bidirectional On-board Charger. – IEEE Applied Power Electronics Conference and Exposition (APEC), 2018, DOI: 10.1109/APEC.2018.8341164.
11. Pat. US10892678B2. Method and Apparatus for Manuel Bidirectional Operation of Phase-Shift Full-Bridge Converter Using Inductor Pre-Charging / M.E. Rodriguez, M.-A. Kutschak, D.M. Her-rera, 2021.
12. Pat. US20160149498A1. Method of Controlling Phase-Shift Full-Bridge Converter in Light Load Operation/ Z.-Y. Wu, T.-C. Leung, 2016.
13. Pat. US10707775B2. Method and Apparatus for Multi-Phase Shift Power Converter Control / M.J. Harrison, D.R. Zimmanck, M. Fornage, 2020.
14. Vershinin N.F., et al. Toplivnye elementy i energoustanovki na ih osnove – in Russ. (Fuel Cells and Power Plants Based on Them), 2021, pp. 89–90.
15. Escudero M., et al. Modulation Scheme for the Bidirectional Operation of the Phase-Shift Full-Bridge Power Converter. – IEEE Transactions on Power Electronics, 2020, vol. 35, iss. 2, pp. 1377–1391, DOI: 10.1109/TPEL.2019.2923804.
16. Lo Yu-K., et al. Phase-Shifted Full-Bridge Series-Resonant DC–DC Converters for Wide Load Variations. – IEEE Transactions on Industrial Electronics, 2011, vol. 58 (6), pp. 2572–2575, DOI: 10.1109/TIE.2010.2058076.
17. Pat. US9789774B2. Charger for Vehicles / J.Yo. Yang, et al., 2017.
18. Vershinin N.F., et al. Toplivnye elementy i energoustanovki na ih osnove – in Russ. (Fuel Cells and Power Plants Based on Them), 2021, с. 190–191, DOI: 10.26201/ISSP.2021/FC.63
---
The work was carried out at the ISSP RAS with the support of the grant of the Russian Academy of Sciences 17-79-30071P "Development of scientifically based ways to optimize the power and weight-dimensional characteristics of planar TTE batteries and the creation of a fuel processor for highly efficient transport and stationary power plants"
Опубликован
2022-06-07
Раздел
Статьи