Трехфазный корректор коэффициента мощности с криогенным охлаждением для перспективных авиационных систем электроснабжения
Аннотация
Системы электроснабжения перспективных авиационных концепций, таких как более или полностью электрифицированный самолет, предполагают совместную работу как высокотемпературных сверхпроводниковых (ВТСП) устройств, так и силовых полупроводниковых преобразователей электроэнергии. Так как пригодные для практического применения современные ВТСП-материалы принципиально требуют их охлаждения до критических температур, достигаемых с помощью криогенного охлаждения, то целесообразно исследовать и возможность использования последнего для охлаждения силовых полупроводниковых преобразователей электроэнергии. Статья посвящена разработке прототипа управляемого трехфазного выпрямительного устройства с криогенным охлаждением силового преобразовательного каскада для использования в перспективных авиационных системах электроснабжения. Выпрямительное устройство строится как корректор коэффициента мощности с целью выполнения требований к качеству электроэнергии. С целью повышения эффективности системы электроснабжения предложено использовать двуполярное повышенное напряжение постоянного тока. Проведен сравнительный анализ структур силовых преобразовательных каскадов, исследованы обеспечиваемые ими предварительные показатели качества потребляемой электроэнергии и выбрана рациональная структура для данного применения. Показаны результаты имитационного компьютерного моделирования и конструкция разработанного прототипа преобразователя. В ходе проведенных испытаний собранного устройства подтверждена его работоспособность в криогенных условиях при повышенном выходном напряжении постоянного тока. Представлены результаты проведенных экспериментальных исследований.
Литература
2. Вавилов В.Е. и др. Перспективы развития авиационных электрических машин. – Электричество, 2023, № 9, с. 4–12.
3. Ковалев К.Л. и др. Перспективы применения сверхпроводниковых устройств на борту полностью электрического самолета с гибридной силовой установкой. – Электричество, 2018, № 10, с. 45–53.
4. Dezhin D. et al. System Approach of Usability of HTS Electrical Machines in Future Electric Aircraft, – IEEE Transactions on Applied Superconductivity, 2018, vol. 28, No. 4, DOI: 10.1109/TASC.2017.2787180.
5. Ostapchouk M. et al. Research of Static and Dynamic Properties of Power Semiconductor Diodes at Low and Cryogenic Temperatures. – Inventions, 2022, 7(4): 96, DOI: 10.3390/inventions7040096.
6. Mueller O.M., Herd K.G. Ultra-High Efficiency Power Conversion Using Cryogenic MOSFETs and HT-Superconductors. – Power Electronics Specialist Conference, 1993, pp. 772–778, DOI: 10.1109/PESC.1993.472011.
7. Wei Y. et al. Power Relay Based Multiple Device Cryogenic Characterization Method and Results. – IEEE Open Journal of Industry Applications, 2022, vol. 3, pp. 211–223, DOI: 10.1109/OJIA.2022. 3195278.
8. ГОСТ Р 54073-2017. Системы электроснабжения самолетов и вертолетов. Общие требования и нормы качества электроэнергии. М.: Стандартинформ, 2018, 39 с.
9. Zanegin S. et al. Losses Analysis of HTS Racetrack Coil Carrying a Distorted Sinusoidal Current. – International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, 2021, pp. 297–300. DOI: 10.1109/ICOECS52783.2021.9657338.
10. Song W., Fang J., Jiang Z. Numerical AC Loss Analysis in HTS Stack Carrying Nonsinusoidal Transport Current, – IEEE Transactions on Applied Superconductivity, 2019, vol. 29 (2), DOI: 10.1109/TASC.2018.2882066.
11. Cotton I., Nelms A., Husband M. Higher Voltage Aircraft Power Systems. – IEEE Aerospace and Electronic Systems Magazine, 2008, vol. 23, No. 2, pp. 25–32, DOI: 10.1109/MAES.2008.4460728.
12. Gao F. et al. An Improved Voltage Compensation Approach in a Droop-Controlled DC Power System for the More Electric Aircraft. – IEEE Transactions on Applied Superconductivity, 2016, vol. 31, No. 10, pp. 7369–7383, DOI: 10.1109/TPEL.2015.2510285.
13. Gao F. et al. Comparative Stability Analysis of Droop Control Approaches in Voltage-Source-Converter-Based DC Microgrids. – IEEE Transactions on Applied Superconductivity, 2017, vol. 32, No. 3, pp. 2395–2415, DOI: 10.1109/TPEL.2016.2567780.
14. Singh B. et al. A Review of Three-Phase Improved Power Quality AC–DC Converters. – IEEE Transactions on Industrial Electronics, 2004, vol. 51(3), pp. 641– 660, DOI:10.1109/TIE.2004.825341.
15. Kolar J.W., Friedli T. The Essence of Three-Phase PFC Rectifier Systems. Part I. – IEEE Transactions on Power Electronics, 2013, vol. 28, No. 1, pp. 176–198, DOI:10.1109/TPEL.2012.2197867.
16. Friedli T., Hartmann M., Kolar J.W. The Essence of Three-Phase PFC Rectifier Systems. Part II. – IEEE Transactions on Power Electronics, 2013, 29(2), DOI:10.1109/TPEL.2013.2258472.
17. Wang F. et al. MW-Class Cryogenically-Cooled Inverter for Electric-Aircraft Applications. – AIAA/IEEE Electric Aircraft Technologies Symposium, 2019, DOI: 10.2514/6.2019-4473.
---
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-19-00624, https://rscf.ru/project/23-19-00624/
#
1. Levin А.V. et al. Elektricheskiy samolet: kontseptsiya i tekh-nologii (Electric Aircraft: Concept and Technology). Ufa: UGATU, 2014, 388 p.
2. Vavilov V.Е. et al. Elektrichestvo – in Russ. (Electricity), 2023, No. 9, pp. 4–12.
3. Коvalyov К.L. et al. Elektrichestvo – in Russ. (Electricity), 2018, No. 10, pp. 45–53.
4. Dezhin D. et al. System Approach of Usability of HTS Electrical Machines in Future Electric Aircraft, – IEEE Transactions on Applied Superconductivity, 2018, vol. 28, No. 4, DOI: 10.1109/TASC.2017.2787180.
5. Ostapchouk M. et al. Research of Static and Dynamic Properties of Power Semiconductor Diodes at Low and Cryogenic Temperatures. – Inventions, 2022, 7(4): 96, DOI: 10.3390/inventions7040096.
6. Mueller O.M., Herd K.G. Ultra-High Efficiency Power Conversion Using Cryogenic MOSFETs and HT-Superconductors. – Power Electronics Specialist Conference, 1993, pp. 772–778, DOI: 10.1109/PESC.1993.472011.
7. Wei Y. et al. Power Relay Based Multiple Device Cryogenic Characterization Method and Results. – IEEE Open Journal of Industry Applications, 2022, vol. 3, pp. 211–223, DOI: 10.1109/OJIA.2022.3195278.
8. GОSТ R 54073-2017. Sistemy elektrosnabzheniya samoletov i vertoletov. Obshchie trebovaniya i normy kachestva elektroenergii (Electric Power Supply Systems of Airplanes and Helicopters. General Require-ments and Norms of Power Quality). M.: Standartinform, 2018, 39 p.
9. Zanegin S. et al. Losses Analysis of HTS Racetrack Coil Carrying a Distorted Sinusoidal Current. – International Conference on Electrotechnical Complexes and Systems, 2021, pp. 297–300. DOI: 10.1109/ICOECS52783.2021.9657338.
10. Song W., Fang J., Jiang Z. Numerical AC Loss Analysis in HTS Stack Carrying Nonsinusoidal Transport Current, – IEEE Transactions on Applied Superconductivity, 2019, vol. 29 (2), DOI: 10.1109/TASC.2018.2882066.
11. Cotton I., Nelms A., Husband M. Higher Voltage Aircraft Power Systems. – IEEE Aerospace and Electronic Systems Magazine, 2008, vol. 23, No. 2, pp. 25–32, DOI: 10.1109/MAES.2008.4460728.
12. Gao F. et al. An Improved Voltage Compensation Approach in a Droop-Controlled DC Power System for the More Electric Aircraft. – IEEE Transactions on Applied Superconductivity, 2016, vol. 31, No. 10, pp. 7369–7383, DOI: 10.1109/TPEL.2015.2510285.
13. Gao F. et al. Comparative Stability Analysis of Droop Control Approaches in Voltage-Source-Converter-Based DC Microgrids. – IEEE Transactions on Applied Superconductivity, 2017, vol. 32, No. 3, pp. 2395–2415, DOI: 10.1109/TPEL.2016.2567780.
14. Singh B. et al. A Review of Three-Phase Improved Power Qua-lity AC–DC Converters. – IEEE Transactions on Industrial Electronics, 2004, vol. 51(3), pp. 641– 660, DOI:10.1109/TIE.2004.825341.
15. Kolar J.W., Friedli T. The Essence of Three-Phase PFC Rectifier Systems. Part I. – IEEE Transactions on Power Electronics, 2013, vol. 28, No. 1, pp. 176–198, DOI:10.1109/TPEL.2012.2197867.
16. Friedli T., Hartmann M., Kolar J.W. The Essence of Three-Phase PFC Rectifier Systems. Part II. – IEEE Transactions on Power Electronics, 2013, 29(2), DOI:10.1109/TPEL.2013.2258472.
17. Wang F. et al. MW-Class Cryogenically-Cooled Inverter for Electric-Aircraft Applications. – AIAA/IEEE Electric Aircraft Technologies Symposium, 2019, DOI: 10.2514/6.2019-4473
---
The research was supported by the Russian Science Foundation, grant no. 23-19-00624, https://rscf.ru/project/23-19-00624